Готовность к школе

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая готовность к школьному обучению включает в себя:

  • личностную и социально–психологическую готовность
  • интеллектуальную готовность
  • эмоционально-волевую готовность

Личностная и социально«психологическая готовность ребёнка к школе заключается
в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции — положения школьника. Это выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе, в самооценке.

Личностная и социально–психологическая неготовность ребёнка проявляется в непосредственности проявления чувств, намерений, поведения; в том, что он не поднимает руку, чтобы высказать свое мнение; в том, что он работает только при непосредственном к нему обращении; в нарушении дисциплины; в обидах на учителя; в преобладании игровых мотивов.

Интеллектуальная готовность ребёнка к школьному обучению заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Для успешного участия в школьном процессе ребёнку нужно иметь желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития. У детей должны быть развиты любознательность, а также образные представления, память, речь, мышление, воображение, то есть все психические процессы.

Интеллектуальная неготовность ребёнка проявляется в неуспешности выполнения действий; в том, что ребенок не понимает и не выполняет требований учителя; в том, что отсутствуют навыки практической деятельности.

Эмоциональная готовность ребёнка к школе предполагает: радостное ожидание начала обучения в школе, достаточно развитые высшие чувства, сформированные эмоциональные свойства личности.

Волевая готовность заключается в способности ребёнка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребёнок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

Эмоционально–волевая неготовность проявляется в отсутствии мотива к обучению в школе; в нарушении общения с одноклассниками; к нежеланию выполнять требования учителя и соблюдать школьный режим; в невозможности оценивать адекватно свою деятельность; к неумению принимать помощь взрослых при выполнении задания.

Психологическая готовность к школе — целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет отставание или искажение в развитии других.

Исходя из всего выше сказанного, рекомендуется в старшем дошкольном возрасте проводить диагностику готовности к школьному обучению с целью выявления
и дальнейшего преодоления недостатков личностной, социальной, интеллектуальной и эмоциональной сфер в развитии ребёнка.

Данное обследование проводится в три этапа:

  • наблюдение ребенка в группе
  • диагностика (60 минут)
  • беседа с родителями, рекомендации (20–30 минут).

В случае выявления недостаточного уровня психологического развития ребёнка, рекомендуются специальные занятия, направленные на подготовку к школьному обучению. Занятия проводятся индивидуально или небольшой группой.