Поступаем в 1 класс

Больше всего дети боятся подвести, разочаровать или рассердить окружающих их взрослых, чьи безграничные надежды висят над головами детей подобно туче.
Дж. Холт «Причина детских неудач»

Если вы — родители будущих первоклассников, то эта статья адресована вам.

Мы все с волнением и нетерпением ожидаем того дня, когда наш ребёнок пойдёт в первый класс, станет школьником. Это важное событие в его жизни, но оно не менее значимо и для всей семьи. Особенности адаптации ребёнка к школе во многом зависят от поведения взрослых, и в наших силах сделать так, чтобы этот процесс прошёл для него наиболее безболезненно. А для этого нам нужно отдавать себе отчёт в том, что мы, родители первоклассников, сами находимся в ситуации адаптации к новой реальности — ребёнок идет в школу, жизнь приобретает иной ритм и другое содержательное наполнение. Вот почему поступление ребёнка в школу не только праздник в семье, но и масса новых проблем и забот.

Обычно поступление чада в школу сопровождается большими ожиданиями родителей. Нам может казаться, что первого сентября ребёнок изменится как по волшебству, станет настоящим учеником. Он будет с удовольствием ходить в школу, самостоятельно делать уроки, читать книги, интересоваться учёбой, а не игрой. Но это иллюзия, за одну ночь ребёнок не может превратиться в школьника. Именно теперь ему нужны помощь и поддержка, особая забота и внимание. Всё это нужно ему ещё в большей степени, чем в детском саду, а с установками, что «он уже большой» и «должен», придется распрощаться. Накануне поступления вашего ребёнка в школу полезно вспомнить о собственных чувствах и переживаниях в первом классе. Расскажите сыну или дочке, как вы ждали 1 сентября, не скрывайте, если, помимо радости, испытывали ещё и тревогу. Это позволит вашему первокласснику делиться с вами своими переживаниями, и не только радостными. Ему не придётся оставаться один на один со своими обидами, печалями
и разочарованиями, потому что, когда мы, взрослые, рассказываем своим детям о собственных детских чувствах, мы тем самым даём им знать, что готовы услышать и понять то, что происходит в их душе.

Первые дни обучения в школе вызывают трудности у всех детей. Непривычный режим, старание как можно лучше и быстрее выполнить задание учителя могут даже стать причиной снижения веса ребёнка. Дети очень по-разному привыкают к школе.

Одни адаптируются уже в течение первой четверти и успешно учатся без ущерба для здоровья. У других детей процесс привыкания к школе затягивается на более длительное время, нередко на весь учебный год. Значит, надо настроиться на сотрудничество и не руководить действиями ребёнка, а делать многое — хотя бы поначалу — вместе с ним.

При этом важно выражать уверенность в том, что он может добиться хороших результатов. А поддержать в ребёнке стремление к творчеству и самостоятельности нам поможет умение искренне радоваться каждому его успеху, будь то красиво написанная буква или самостоятельно собранный портфель. Доброжелательность и терпение — главные союзники семьи, когда ребёнок становится первоклассником. А если вы почувствуете в какой-то момент, что терпения осталось совсем немного, буквально на донышке, попробуйте провести следующий эксперимент. Возьмите в руку ручку и напишите короткое предложение, например: «Мама мыла раму». Постарайтесь, чтобы буквы были красивыми, ровными, аккуратными. Получилось?

Действительно, что за невидаль — писать красиво? Проще простого! А теперь переложите ручку в другую руку, в ту, которой вы обычно не пользуетесь при письме. Давайте повторим задание: красиво и аккуратно напишем простые слова «мама мыла раму».
— Прислушайтесь к своим ощущениям… Быть может, этот маленький эксперимент поможет вам набраться терпения и дождаться, когда у вашего первоклассника начнут получаться стройные ряды букв вместо каракуль.

Давайте постараемся не рассматривать возможные школьные трудности детей как личную трагедию. Хотя чем больше мы уделяем внимания ребёнку, тем выше уровень наших родительских притязаний, тем желаннее успехи и только успехи. К сожалению, желания родителей не всегда совпадают с возможностями детей. Попытайтесь не воспринимать школьные оценки как безусловную ценность. Поймите: двойка — это огорчительно, но не смертельно. Школьные оценки зачастую оценивают не нас самих и даже не наши знания, а нашу способность показывать узкий спектр знаний в учебной ситуации. Важно помнить о том, что ребёнок пришёл учиться и поэтому имеет право на ошибку. Постараемся не сравнивать своего ребёнка с другими детьми — у каждого есть свои достоинства и недостатки. Будем чаще советоваться с учителем. Но ни при каких обстоятельствах не станем обсуждать с педагогом своего ребёнка в его присутствии. Будем верить в своих детей и любить их такими, каковы они есть!

Мария Матвеева, ведущий специалист
Отдела психологической помощи населению в ЮАО

Статья журнала «Психология для жизни» №4 2007 год.